Муниципальная программа «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Березниковского сельского поселения Куменского района Кировской области на 2020-2025 годы» (далее - Программа), разработана в соответствии с:
-Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
-Уставом муниципального образования Березниковского сельского поселения Кумёнского района Кировской области.
Дорожное хозяйство является одной из отраслей экономики, развитие которой напрямую зависит от общего состояния экономики страны, и в то же время дорожное хозяйство как один из элементов инфраструктуры экономики оказывает влияние на ее развитие.
Автомобильный транспорт как один из самых распространенных, мобильных видов транспорта требует наличия развитой сети внутри поселенческих дорог с комплексом различных инженерных сооружений на них. Внутри поселенческие дороги имеют ряд особенностей, а именно:
внутри поселенческие дороги представляют собой сооружения, содержание которых требует больших финансовых затрат;
в отличие от других видов транспорта автомобильный - наиболее доступный для всех вид транспорта, доступен абсолютно всем гражданам страны, водителям и пассажирам транспортных средств, и пешеходам;
помимо высокой первоначальной стоимости строительства капитальный ремонт, ремонт и содержание внутри поселенческих дорог требуют больших затрат.
Внутри поселенческая дорога обладает определенными потребительскими свойствами, а именно:
удобство и комфортность передвижения;
безопасность движения;
экономичность движения;
долговечность;
стоимость содержания;
экологическая безопасность.
Одним из направлений деятельности поселения по финансированию дорожного хозяйства является максимальное удовлетворение потребности населения в дорогах с высокими потребительскими свойствами при минимальных и ограниченных финансовых ресурсах.
Показателями улучшения состояния дорожной сети являются:
экономия времени как для перевозки пассажиров, так и для перевозки грузов;
снижение числа дорожно-транспортных происшествий и нанесенного материального ущерба;
повышение комфорта и удобства поездок.
В целом улучшение дорожных условий приводит к:
сокращению времени на перевозки грузов и пассажиров;
снижению стоимости перевозок (за счет сокращения расхода горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), снижения износа транспортных средств из-за неудовлетворительного качества дорог);
повышению транспортной доступности;
снижению последствий стихийных бедствий;
сокращению числа дорожно-транспортных происшествий;
улучшению экологической ситуации (за счет уменьшения расхода ГСМ).
В настоящее время протяженность внутри поселенческих дорог в Березниковском сельском поселении составляет 7,7 километра, в том числе асфальтобенных дорог – 2,5 километра, грунтовых дорог – 5,2 километра.
Внутри поселенческие дороги подвержены влиянию окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
содержание внутри поселенческих дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния внутри поселенческой дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
ремонт внутри поселенческой дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик внутри поселенческой дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности внутри поселенческой дороги;
капитальный ремонт внутри поселенческой дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов внутри поселенческой дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории внутри поселенческой дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности внутри поселенческой дороги, не изменяются границы полосы отвода внутри поселенческой дороги.
Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту дорог и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.
Недофинансирование дорожной отрасли в условиях постоянного роста интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества не отремонтированных участков, увеличению количества участков с уровнем загрузки выше нормативного и участков с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием, на которых необходимо проведение реконструкции.
Для улучшения показателей по Березниковскому сельскому поселению необходимо увеличение средств, выделяемых на приведение в нормативное состояние внутри поселенческих дорог.
Вместе с тем с учетом сложной финансово-экономической обстановки бюджетом поселения на 2019 год на ремонт и содержание внутри поселенческих дорог предусмотрено 256,9 тыс. рублей.
Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков внутри поселенческих дорог и сооружений на них.
Применение программно-целевого метода в развитии внутри поселенческих дорог в Березниковском сельском поселении позволит системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
Реализация комплекса программных мероприятий сопряжена со следующими рисками:
риск ухудшения социально-экономической ситуации в стране, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита, сокращении объемов финансирования дорожной отрасли;
риск превышения фактического уровня инфляции по сравнению с прогнозируемым, ускоренный рост цен на строительные материалы, машины, специализированное оборудование, что может привести к увеличению стоимости дорожных работ, снижению объемов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания внутри поселенческих дорог.
Техногенные и экологические риски связаны с природными, климатическими явлениями и техногенными катастрофами.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации муниципальной программы предусматривается:
- формирование эффективной системы управления муниципальной программой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности ответственного исполнителя;
- проведение мониторинга выполнения муниципальной программы, регулярного анализа и, при необходимости, ежегодной корректировки показателей (индикаторов), а также мероприятий муниципальной программы;
- планирование реализации муниципальной программы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач муниципальной программы.